ЗВЕРИНОЙ ТРОПОЙ ИЛИ СЫН НЕБА » » Статьи » МИФ И СИМВОЛ в традиции культур Марийского Поволжья и не только
Главная Регистрация Файловый архив Новости   Статьи
Меню
Главная
Профиль
Файлы
Новости
Статьи
Обратная связь
Поиск
О проекте
Каталог сайтов
-------------
» Добавить файл
» Добавить новость
» Добавить статью

USER блок

Наши друзья: Археологические изыскания для строительства

Онлайн
Всего человек: 1
Пользователей: 0
Ботов: 0
Гостей: 1
Пользователи: нет
Поисковые боты: нет
2222 4444
ЗВЕРИНОЙ ТРОПОЙ ИЛИ СЫН НЕБА -

    На обширных пространствах Европы: от юга Испании до севера России, зооморфные изображения и фигурки известны с глубокой древности. Одними из самых ранних зооморфных изображений в Волго-Камском регионе являются изображения медведей и лосей, которые продолжают верхнепалеолитические традиции поклонения этим животным.

    На территории Марийского Поволжья изображения медведей встречаются с эпохи камня. Это мелкая глиняная и кремневая пластика, а также изделия из металла. Образ медведя является одним из наиболее ярких образов древнего искусства. Самое раннее изображение медведя в виде кремневой фигурки головы медведя найдено на мезолитическом поселении «Остров Зеленый». В фигурке достаточно реалистично и одновременно с большой долей условности (объясняемой используемым материалом) переданы голова, морда и уши медведя. На ритуальных площадках, как они определены исследователем, на поселении Удельный Шумец III и Чирковской стоянке найдены кости лап и челюсти медведя (Халиков А.Х.). Обряды сохранения костей медведя, вероятно, связаны с верой древнего человека о возрождении животного и попытками сохранить его род.

    На Майданской стоянке, Майданском IV поселении, археологических памятниках энеолитического времени, также найдены кремневые фигурки медведя (Никитин В.В.). Но в этих фигурках медведь изображался уже в двух позах: либо стоящим на четырех лапах, либо поднявшимся на задние лапы и расставившим передние. В последней позе он напоминает фигуру человека. И достаточно трудно определить: изображение это медведя или человека. Такой схожестью человека и медведя, возможно, объясняется существование множества легенд, в которых медведь принимает человеческий облик. На Сутырской I стоянке найдено изображение головы медведя из твердого мелкозернистого темно-зеленого песчаника. Крупной ретушью подправлена морда медведя, а мелкими выбитыми ямками обозначены его глаза . На Мольбищенском III поселении в жилище 1, в одной из ям, связанных, по всей видимости, с ритуальным комплексом, (здесь были найдены также изображения лося, утки и женская фигурка из песчаника) найдена керамическая фигурка в виде головы медведя и фигурка, стоящего на задних лапах, медведя из песчаника (Шадрин А.И.).

    На поселении Галанкина Гора, в постройке №6, которая находилась в центре поселения и соединялась переходами с другими жилищами и носила, скорее всего, ритуальный характер в комплексе с находками западносибирского облика обнаружен сосуд с рельефным налепом в виде головы медведя (Соловьев Б.С.). Подобный сосуд известен на Самусьском IV поселении в Западной Сибири. Срез венчика этого сосуда украшают восемь налепов в виде головок медведя, обращенных внутрь сосуда.

    В эпоху бронзы для Верхнего и Среднего Поволжья (фатьяновская, балановская, чирковская культуры) роль медведя как покровителя людей проявляется в изготовлении амулетов из клыков и зубов медведя. Они использовались как в качестве отдельных подвесок, так и в составе ожерелий и украшений одежды. Функциональное назначение таких амулетов – оберег, связанный с лесным божеством–покровителем. Представляет интерес нахождение вместе с медвежьим клыком кремневых ножей в погребениях мужчин и мальчиков (Крайнов Д.А.). Вероятно, это указывает на принадлежность образа медведя мужским культам и божествам. А сочетание кремневого ножа и медвежьего клыка, как и каменного топора с навершием в виде медвежьей головы – свидетельство передачи качеств зверя оружию. Тому же являются доказательством, и кинжалы из медвежьей кости (Крайнов Д.А.). Что касается «мужского» культа медведя, то, возможно, отголоском этого является вера в особую «опасность» медведя для женщин. Во всяком случае, в марийском и удмуртском фольклоре широко распространен мотив похищения женщины или девушки медведем (Сабитов С.С.).

    К эпохе раннего железа относится только одно изображение медведя. Это изображение имеет достаточно сложный сюжет. На бронзовой ажурной бляхе из Старшего Ахмыловского могильника, как считает автор раскопок В.С. Патрушев, изображена сцена борьбы медведя со змеей. На этом изображении змея свернулась в кольцо, туловище змеи украшено «елочным» орнаментом. Сверху змеи располагается стилизованная фигура медведя с опущенной головой и выделенными лапами. Возможно, в этой сцене зашифровано противоборство степных и лесных племен. Характерно, что в эпоху бронзы и в раннем железном веке в археологических памятниках Марийского края исчезают изображения животных и птиц, связываемых с финно-угорскими традициями. Появляются изображения и орнамент, характерный для индоевропейского и индоиранского мира.

    В ранних средневековых памятниках известны несколько подвесок – «медведей». Они найдены в женском погребении Младшего Ахмыловского могильника. Подвески находились в области груди, рядом с другими украшениями и, вероятно, являлись амулетами – оберегами. Стилизованный образ медведя передан контурно на бронзовой пластине. В древнемарийских могильниках IX–XI вв., в Юмском и Веселовском, а также на Черемисском кладбище найдены кресала, рукоятки которых выполнены в форме стилизованных голов медведей. На них медведи изображены в виде двух голов с открытыми пастями, обращенные друг к другу (Архипов Г.А.).

    В этнографии и фольклоре образ медведя фигурирует достаточно часто. С этим образом связаны праздники и культы у многих народов Евразии. Культ медведя широко встречается у народов Сибири. Происхождение культа медведя объясняется несколькими причинами: 1) страхом перед этим животным; 2) сходством медведя с человеком; 3) наличием тонкого слуха и обоняния у животного; 4) тотемическими и анимистическими воззрениями. Большинство ученых считают, что корни культа медведя в тотемизме. Пожалуй, с этим следует согласиться.

    Восточный компонент (пермский и угорский в своей основе) периодически проникал в Среднее Поволжье, начиная с эпохи камня. А позднее более четко фиксируется в эпоху бронзы (культура «валиковой» керамики), в раннем железном веке (ананьинские памятники Марийского Поволжья) и в раннем средневековье (азелинская культура). Благодаря чему и получила своеобразие марийская культура в значительной степени отличная от финских культур западных территорий (Мордовия, Карелия). Культ медведя, по-видимому, необходимо связывать именно с западносибирским ареалом, где он хорошо прослеживается как в древности, так и в позднее время. На этих территориях культ медведя является не только традиционным, но и наиболее устоявшимся. Свидетельство чему – и мифологические, и этнографические источники. И если в таежной зоне культ медведя представлен очень ярко на протяжении тысячелетий, то к западу, он все более и более затеняется другими культами, хотя и не исчезает.

    В марийской вышивке образ медведя встречается крайне редко. Пожалуй, наиболее достоверно читаемая фигура медведя известна лишь на женском платке конца XIX века «вуй пидыш» луговых мари Царевококшайского уезда Казанской губернии. Четырехугольный платок из белого домотканого холста орнаментирован полосой вышивки темно-красного шелка по краям всех сторон, образуя замкнутую рамку. В противоположных углах расположены две парные розетки. Узор основной орнаментальной полосы бордюрной композиции состоит из повторяющегося трех частного изображения двух медведей, обращенных к центральному изображению Небесного столба или Мирового древа «Кава менге». По верхнему краю основной орнаментальной полосы проходит декоративная дополнительная кайма из повторяющихся парных изображений водоплавающих птиц, обращенных друг к другу – двоичный символ неба: птицы располагаются над Небесным столбом – опорой неба. Вышивка розеток представляет собой композицию квадратной формы. Основной мотив – восьми лучевая розетка с малым квадратом в центре (символом земли) от которого идут восемь лучей: сочетание «прямого» и «косого» креста (символов земли и неба). Медведи, обращенные к Небесному столбу, являются двоичными символами земли – преисподней, божеств умирающей и воскресающей природы, двух половин года. Медведи олицетворяют благие для людей божественные силы (Голан А.).Вышивка головного полотенца начала XX века луговых мари Моркинского района

    Еще одно схематичное изображение медведя можно увидеть в вышивке головного полотенца начала XX века, луговых мари Моркинского района, опубликованного Т.А. Крюковой. Но считать это изображение изображением медведя можно лишь условно.

    Интересный образ медведя находим в марийской мифологии. Одна из сказок содержит следующий сюжет… Девушка, заблудившаяся в лесу, проваливается в берлогу, где и остается жить с медведем, у них рождается сын. Как-то на праздник они едут в деревню: медведь, испугавшись, убегает в лес, а мать с сыном остаются жить в деревне. Однажды сын едет в лес на лошади, которую съедает медведь. Тогда он запрягает медведя, а, приехав на мельницу молоть зерно, запрягает еще и черта. Когда на этой упряжке он приезжает на пир, то все гости разбегаются. Юноша забирает весь хлеб и угощения. В этом сюжете медведь является первопредком. Юноша, рожденный от медведя, наделен силой и умом, умением управлять зверями. Медведь является олицетворением бога подземного царства, бога Земли и выступает в паре с чертом – представителем подземного мира. Медведь и черт помогают юноше добыть богатства как представители подземного царства, где эти богатства хранятся.

    Свидетельство того, что у мари (северо-восточная группа) медведь считался предком и являлся когда-то тотемом, содержится в названиях отдельных деревень Новоторьяльского района республики: д. Маска родо (Род медведя), Масканур (Медвежье поле).

Просмотров: 64443 | Добавлено: 30.07.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А. Да


Добавить комментарий

Полужирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Выравнивать по левому краю Выравнивать по центру Выравнивать по правому краю Вставить картинку Вставить ссылку Вставить mail

Автор: | 12.05.2018
Wjv9ph https://www.genericpharmacydrug.com

Автор: | 18.04.2018
1CYkvr https://www.genericpharmacydrug.com

Автор: | 01.05.2017
sildenafil

Автор: | 01.05.2017
sildenafil

Автор: | 26.04.2017
free coins

Автор: | 20.04.2017
Только тут есть накрутка лайков, продвижение публичной страницы бесплатно. Раскрутка Вк и т.д.. А также у нас можно заказать подписчиков на личную страничку, раскрутить за деньги паблик. Ознакомиться: https://ilizium.com /

Автор: | 20.02.2017
ja0GgV http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com

Автор: | 20.02.2017
H9Hjyl http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com

Автор: | 20.02.2017
Pp39sc http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com

Автор: | 20.02.2017
ehnLie http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com


[ 1 2 3 4 5 ... 9326 ] [>>]


Интересные ресурсы:


Генерация страницы за: 0.630 сек.
© 2007 by SMART-CMS. All rights reserved.