ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ОРНАМЕНТА » » Статьи » МИФ И СИМВОЛ в традиции культур Марийского Поволжья и не только
Главная Регистрация Файловый архив Новости   Статьи
Меню
Главная
Профиль
Файлы
Новости
Статьи
Обратная связь
Поиск
О проекте
Каталог сайтов
-------------
» Добавить файл
» Добавить новость
» Добавить статью

USER блок

Наши друзья: Археологические изыскания для строительства

Онлайн
Всего человек: 1
Пользователей: 0
Ботов: 0
Гостей: 1
Пользователи: нет
Поисковые боты: нет
2222 4444
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ОРНАМЕНТА -

     Орнаментальное или знаковое творчество с глубокой древности развивалось в двух направлениях. Одно направление определяло положение орнамента в искусстве, что достаточно четко выражено в формулировке орнамента: «Художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим расположением геометрических или изобразительных элементов и связанный с украшаемым предметом формально-выразительными и архитектоническими связями» (Краткий словарь терминов изобразительно искусства, 1959, с. 110–111). Второе направление в развитии орнамента привело к возникновению письменности. На определенном этапе развития орнаментального творчества оба эти направления представляли единое целое. Орнамент, являясь декором, одновременно выполнял и коммуникативную функцию. Орнамент был и остается одним из способов кодирования, хранения и передачи информации. Знак – явление социальное. Совместная трудовая деятельность вела к необходимости общения и обмена информацией, которая была нужна для обеспечения жизнедеятельности коллектива. Орнаментальное знаковое творчество составляло основу социальной памяти племени. В орнаменте соединились образность искусства и логическая функция письма.

     В характеристике орнаментальных композиций, будь то керамика или украшения из металла, можно выделить несколько основных понятий. В основе всех сложных орнаментальных композиций лежит элемент орнамента или модуль. Модульная система создания орнаментального целого занимает главное положение в орнаментальном творчестве. Эта система основывается на последовательном отсчете и варьировании отдельной и неделимой единицы узора – модуле (Бадяева Т.). Элемент-модуль – наиболее простая единица орнамента. Сочетание двух и более элементов ведет к образованию фигуры орнамента. Одной из самых простых «фигур» являются угол, крест, состоящие из двух элементов. Ритмичное повторение фигур создает мотив орнамента. Так ритмичное повторение «фигуры» угла образует мотив «елочки» или зигзага с вертикальной или горизонтальной направленностью. Повторение «фигуры» «косого» креста образует цепочку ромбов или «ромбическую сетку». Горизонтальную линию ромбов могут образовать и две линии зигзага, когда у второй линии зигзага меняется шаг. Осуществление третьей операции при нанесении орнамента: закрытие фигуры угла сверху или снизу горизонтальной линией образует новую фигуру – треугольник. Орнаментальный мотив, ограниченный сверху и снизу горизонтальными линиями, может фиксироваться как орнаментальная зона, где горизонтальные линии выступают в роли разделителей зон. Орнаментальная композиция, в целом, может состоять как из одной зоны орнамента, так и из нескольких.

     С образованием фигуры в орнаменте его декоративная функция перестает быть единственной, и орнамент приобретает семантическую функцию. Фигуры орнамента приближаются к такому понятию как знак и символ. Как уже отмечалось выше, для знака характерно обозначение предмета с целью его выделения из группы предметов. Обозначая наиболее характерное в предмете или объекте, знак-символ кодирует информацию об объекте, сворачивая ее до минимума. При этом остается возможность получения полной информации путем дешифровки знака-символа.

     Выделение орнаментальных зон при характеристике композиций, во многом, операция субъективная. Одним из критериев выделения орнаментальных зон является наличие разделителя. В качестве разделителя зон часто определяются горизонтальные линии, которые делят композицию по вертикали. Для отдельных орнаментальных зон предполагается определенное месторасположение. Для сосудов – это шейка, плечико, целиком все тулово, только придонная часть или дно. Часто сама форма сосуда определяет расположение зон орнамента. Орнаментальной композицией считается вся совокупность орнаментального поля.

     Анализ семантической функции орнамента позволяет выделить несколько основных ее составляющих. Во-первых, это подмеченное в природе воспроизводство признаков и форм (имитационное начало). Во-вторых – обобщение наблюдений за порядком и ходом событий (ритмическая основа). И, в-третьих, абстрагирующая и идеографическая основа – осознание важных законов, управляющих природой и жизнью человеческих коллективов (Бадяева Т.).

     Эпоха неолита территории Марийского Поволжья представлена тремя археологическими культурами: ямочно-гребенчатой керамики, гребенчатой (волго-камская) и накольчатой. Уже в самом названии культур заложен основной принцип их выделения. Главным критерием их выделения являются различия в посуде и, прежде всего, в ее орнаментации. Характеризуя технику нанесения орнамента, можно отметить использование гребенчатого штампа, ямочных вдавлений и технику накола. Различия в технике нанесения орнамента, орнаментальных композициях первых двух культур достаточно условны. Орнаментом, как правило, покрывалась вся поверхность сосуда, отчетливые орнаментальные зоны не выделяются. Важным принципом организации орнаментального пространства сосудов является принцип линейности орнамента. На посуде этих культур нет сложных геометрических фигур, образующих не менее сложные мотивы, зоны и композиции орнамента. Другой важный принцип построения композиций – дискретность орнамента. Орнамент выполнен либо ямками, образующими дискретные горизонтальные ряды, либо оттисками зубчатого штампа, создающими линию – пунктир. Наиболее простыми фигурами на гребенчатых и ямочно-гребенчатых сосудах является «фигура» угла и «косого» креста. Более сложные геометрические фигуры, такие как ромб, треугольник, квадрат появляются на посуде этих культур, но они не «заданные», а случайные. Они появляются в результате манипуляций с линией, при создании, так называемой, «ромбической» или «квадратной» сетки. Фигуры эти не оформлены, как это фиксируется в культуре накольчатой керамики или культурах эпохи бронзы (абашевской и балановской), когда пространство фигур заполняется орнаментом, и они получают объемность и завершенность. Наиболее характерные мотивы орнамента для культур гребенчатой и ямочно-гребенчатой керамики: горизонтальный и вертикальный зигзаг, «елочка», «сетка». Мотив орнамента или идеограмма «вертикальный и горизонтальный зигзаг», как считает А. Голан, символизирует дождь, небо, Небесную Богиню. В этом случае зигзаг является не изображением дождя, а условно обозначает небесную влагу Одновременно горизонтальный зигзаг или «волна» могли обозначать не только дождь, но и змею. Связь змеи с дождем и водой неоднократно фиксировалась исследователями. Вместе с этим, можно говорить и о появление на сосудах этих культур других идеограмм или знаков-символов. Так на днищах ямочно-гребенчатых сосудов появляются солярные символы в виде креста, с отходящими от него лучами, или лучей, выходящих из одной точки. Вариантов исполнения солярного символа достаточно много. Расположение солярных символов на днищах сосудов не случайно. В перевернутом состоянии сосуд представляет сферу, в самой верхней части которой и располагается солярный символ. В этом случае основой семантической функции орнамента служит имитационное начало.

     Орнаментальные композиции племен с накольчатой керамикой и сложнее, и разнообразнее. Это и не удивительно, считается, что эти племена были уже знакомы с домашним скотоводством (Никитин В.В.). Экономическая и социальная организация этих племен находились на более высоком уровне развития, чем у неолитических охотников и рыболовов. Как следствие и их мировоззренческие модели были более развитыми и сложными. Это и нашло отражение в орнаментальных композициях керамики. На сосудах появляются сложные геометрические фигуры и символы: простые и штрихованные треугольники, концентрические круги, растительно-антропоморфные фигуры и др. На ряде сосудов с уверенностью можно выделить орнаментальные зоны. Днища сосудов украшаются сложным орнаментом, семантика которого не всегда поддается расшифровке. В этом отношении интересен сюжет «открытой звезды». Подробнее коснемся его при рассмотрении орнаментальных композиций сосудов абашевской культуры.

     В энеолитическое время на территории Марийского края существовала волосовская культура. На позднем этапе развития культуры население уже знало приемы металлообработки. И, по всей видимости, хозяйство волосовцев находилось на ранней стадии становления производящего хозяйства. Усложняется как экономическая, так и социальная организация общества. Сохраняя неолитические традиции, лежащие в основе хозяйства, волосовцы осваивают и новые технологии, новые хозяйственные модели. Все это не могло не сказаться и на знаковой системе этих племен. Первоначально существовавшая бинарная оппозиция в знаковой системе, определяющая орнаментальные каноны, что можно наблюдать в оппозиции: линия – точка сменяется трехчленной моделью мироздания. Полное утверждение и закрепление эта модель получает в эпоху бронзы, с появлением обряда погребения в землю, но фиксируется она и в орнаментальных композициях сосудов эпохи бронзы.

     Следует отметить, что именно в энеолитическое время в орнаментации посуды появляются изображения с реальным смысловым полем: изображения птиц, рыб и зверей (лося или оленя). При определении орнамента предполагается возможное наличие в нем не только геометрических, но и изобразительных элементов. Что и наблюдаем на посуде волосовской культуры.

     В целом, характеризуя орнаментальные композиции волосовской культуры, следует заметить, что наряду с существованием техники нанесения орнамента предшествующей эпохи, появляется и новая техника или техника, которая в предшествующее время использовалась в незначительной степени. Получает разнообразие зубчатый штамп: меняются и его размеры, и форма. Более разнообразной становится и форма вдавлений: от «классических» круглых, до овальных, квадратных и треугольных. Получает распространение и техника прочерчивания или «нарезки» линий, когда линия получается сплошной, а не дискретной. По-прежнему орнаментальное поле покрывает, практически, всю поверхность сосуда. Появляется возможность более четкого деления орнаментальной композиции на зоны орнамента. Вместе с этим появляются и новые фигуры орнамента. Но главное, есть основания говорить о большом разнообразии мотивов орнамента, при сохранении традиционного набора фигур и отсутствии четкого зонального деления. В обществе складываются новые социальные отношения, появляются новые мировоззренческие модели, но информационного закрепления они не находят. Необходимо время, чтобы эти модели устоялись и стали общепринятыми.

     В эпоху бронзы на территории края появляются племена абашевской и балановской культур. Их этнос большинством исследователей определяется как индоиранский и индоевропейский. Не останавливаясь на этой проблеме, укажем лишь, что связывать, названные культуры, с местными финно-угорскими традициями нет оснований. Племена этих культур хорошо были знакомы с металлургией и скотоводством и оставили большое число погребальных памятников. В мировоззрении древнего населения края в этот период, вероятно, уже произошел переход от бинарной оппозиции к трихотомической по структуре картине мира (небесный, земной и подземный миры). Прежде всего, это подтверждается наличием могильников с обрядом погребения в землю. Кроме этого мифологическую картину мира абашевцев можно восстановить и по орнаментальным композициям сосудов. Орнамент продолжает сохраняться на сосудах и, в незначительной степени, переходит на металлические украшения.

     Первоначально, как в абашевской, так и в балановской культуре в орнаментации посуды продолжает доминировать принцип линейности. Сосуды орнаментируются простыми прочерченными линиями или линями зубчатого штампа, а также вдавлениями круглой или иной формы. Постепенно происходит переход от линейного к геометрическому орнаменту. Появляются геометрические фигуры: треугольник, ромб, квадрат. Эти фигуры образуют сложные мотивы и зоны орнамента и не менее сложные семантически орнаментальные композиции. В балановской керамике наиболее частые мотивы – это зигзаг, цепочка штрихованных ромбов. Зигзаг может быть двойным, когда пространство между верхней и нижней линиями зигзага заполнено вертикальной штриховкой. Очень часто на днищах балановских сосудов встречается солярная символика: в виде расходящихся из центра в разные стороны лучей, кругов, звезд различной формы. Варианты передачи солярного символа очень разнообразны.

     Впервые с орнаментальной моделью мироздания сталкиваемся в нескольких композициях орнамента абашевских сосудов. Трехчастные орнаментальные композиции на сосудах эпохи бронзы, вероятно, отражают структуру Вселенной, какой ее представляет мифологическое сознание древних людей.

     Рассмотрим два сюжет на сосудах из могильника Пеленгер I, связанных с изображением змеи. Изображение змеи в виде цепочки ромбов часто встречается в орнаментах многих народов в различные эпохи. Оно известно на сосуде из кургана эпохи бронзы у г. Саратова, где цепочка ромбов заканчивается открытой змеиной пастью. На костюмах шаманов у некоторых народов Сибири змея также изображается цепочкой ромбов или зигзагом. Изображение змеи в виде цепочки ромбов не вызывает удивление хотя бы потому, что этот рисунок известен у некоторых разновидностей змей. В этом случае как раз можно отметить, что для обозначения объекта берется его наиболее характерная часть, его известный момент.

     В мифологии змея выступает в двух ипостасях: она и опасна, и добродетельна, В древнеиндийской мифологии змея держит на себе землю. И все же основная связь образа змеи прослеживается с подземным миром: змея считается воплощением нижнего – водного, подземного или потустороннего мира.

     Чем ниже социально-экономическая организация конкретного исторического общества, тем больше его зависимость от природы. Человек старается избавиться от этой зависимости. Для этого он пытается смоделировать такое мироздание, которым сможет управлять. Выделяя себя из мира природы, человек становится в оппозицию к этому миру. Его мировоззрение первоначально формируется по принципу бинарных оппозиций: день – ночь, тепло – холод, земля – небо. Такую оппозицию фиксируем в наиболее древних орнаментах эпохи неолита. Для неолитического орнамента, как уже отмечалось выше, определяющими принципами является линейность орнамента и наличие бинарной оппозиции: точка – линия. Из наблюдений за природой человек должен был прийти к выводу, что, кроме мира видимого, существует и невидимый мир. Кроме земного мира существует подземный мир, мир, скрытый от человека землей и водой, а также мир небесный, неподвластные ему. От бинарных оппозиций: земля – подземный мир, земля – небо человек переходит к моделированию трихотомической картины мироздания с поземным, земным и небесным мирами.

     На сосуде из кургана 44 могильника Пеленгер I наблюдаем сложную орнаментальную композицию, состоящую из трех зон орнамента. Первая зона – цепочка ромбов, символизирующая змею и подземный мир. Вторая зона – группы насечек, расположенные в шахматном порядке, возможно, символизирует поле и земной мир. И третья зона – изображение древа жизни и солнца, идущего от горизонта к зениту и вновь к горизонту, обозначает небесный мир. Подобный сюжет встречаем и на сосуде из кургана 9 того же могильника. Сосуд находился в погребении вверх дном. Если рассматривать орнаментальную композицию в той же последовательности – от венчика ко дну, то также фиксируется трехчленная модель мира. Композиция состоит из цепочки ромбов, над ней расположена группа из двенадцати символов, в которой четыре различных символа повторяются по три раза. Эта орнаментальная зона может символизировать земной мир с цикличной сменой времен года. Завершает композицию зона из горизонтального ряда кругов и полукруга, также образованного кругами с отходящими от них линиями – лучами. Вероятно, здесь обозначена небесная сфера с движением солнца.

     Интересная композиция представлена на сосуде из кургана 1 Пеленгерского I могильника. На сосуде изображена пятиконечная звезда. Один конец звезды разомкнут и в нем изображено либо дерево, либо символическая фигура человека. Этот сюжет может отображать связь жрецов с небесными силами, вхождение шамана в небесную сферу, мир духов. Возможно и другое объяснение этому сюжету. Здесь изображено мировое или космическое древо.

     При всей условности объяснения сюжетов можно предположить, что в эпоху бронзы у абашевцев уже сформировалось представление о трихотомической модели мироздания.

     В эпоху раннего железа продолжает развиваться знаковое творчество. В орнаментации посуды получает дальнейшее распространение линейный орнамент. Сосуды украшаются горизонтальными рядами «веревочки», гребенчатого штампа и ямок. В орнаментации оружия (кельтов, рукоятей кинжалов) и украшений отмечается геометризм. Часто встречаются фигуры треугольника, ромба, квадрата, круга. Солярная символика занимает первое место в ананьинской знаковой системе. В Старшем Ахмыловском могильнике встречены десятки бронзовых блях с солярными символами. Солярные изображения передаются концентрическими кругами, крестами, расходящимися лучами, спиралями, звездами. Солярным символом, а возможно, и изображением Верховного Небесного Божества является круглая бронзовая бляха, с вырезанными на ней контурами лица.

     В раннесредневековых могильниках (Младший Ахмыловский) практически не встречаются сосуды и орнамент можно наблюдать только на предметах из металла, прежде всего, на украшениях. Наиболее встречаемый символ – солярный. Солярный символ выражался различными фигурами: звезда, спираль, концентрические круги. Для этого периода нельзя говорить о большом разнообразии орнаментальных композиций.

     В могильниках IX–XI вв. орнамент становится значительно богаче. Это и не удивительно – гораздо разнообразнее становится и набор украшений. На браслетах и перстнях преобладает линейный орнамент в виде параллельных и ломаных линий, зигзага. Наиболее ярким и не имеющим традиций в местной финно-угорской среде является орнамент на пряжках и бронзовых накладках поясов. На них преобладает растительный орнамент: трилистник, ветки вьющихся растений, листья с ветками (Архипов Г.А.). На бронзовых обувных украшениях часто встречается спираль, вероятно, передающая солярный символ. Сложный геометрический орнамент из зигзага, цепочек ромбов и квадратов украшает копоушки и расчески. Посуда с простым линейным орнаментом в могильниках встречается достаточно редко. Орнамент на украшениях могильников XII–XIII вв. развивается в традициях предшествующего времени, но становится более разнообразным и сложным. Наиболее ярко он представлен на браслетах.

     В XVI–XVIII вв. на украшениях (перстни, браслеты) появляются орнаментальные композиции, семантика которых не поддается расшифровке. Возможно, в этих орнаментах передаются сложные мировоззренческие модели. На сюльгамах продолжает бытовать геометрический орнамент. В этот период орнамент, вероятно, переходит и в вышивку одежды и головных уборов. Так известны головные уборы расшитые позолоченным позументом в виде геометрического или растительного узора. В Выжумском могильнике известна вышивка стилизованных фигурок коней.

Просмотров: 173610 | Добавлено: 03.08.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А., Д


Добавить комментарий

Полужирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Выравнивать по левому краю Выравнивать по центру Выравнивать по правому краю Вставить картинку Вставить ссылку Вставить mail

Автор: | 26.05.2018
How many are there in a book? https://www.drugonsale.com cialis The Daily News has some of the most memorable photos in sports history. From legendary boxers and iconic tennis players to golfing greats and fabled Olympians, the Daily News has the photos you want of the once-in-a-lifetime sports moments. Find yours today and relive history.

Автор: | 26.05.2018
We've got a joint account https://www.drugonsale.com cialis Among the biggest winners of a successful IPO would beco-founder Evan Williams with a 12 percent stake and CEO DickCostolo with 1.6 percent currently. Rizvi Traverse, run byHollywood and Silicon Valley financier Suhail Rizvi, and itsaffiliates hold 17.6 percent, as the largest institutionalholder.

Автор: | 17.05.2018
The information provided within this Enrollment Application is valid and correct to the best of my knowledge cna classes in nc cna classes in jacksonville fl cna classes louisville ky the class size is limited to 10 people for each cycle, which starts with the beginning of monthly. The District of Columbia's Certified Nurse Aides are within the jurisdiction of the Board of Nursing cna gna classes https://cnaclasses.us.com/ free cna classes in nursing homes this allows trainee nursing assistants in florida to get started on earning before they have completed their studies - but they still have to pass through the exam to keep working.

Автор: | 16.05.2018
While payday cash advances are legal in Delaware, more than a dozen other states, including Pennsylvania and Maryland, have outlawed them. Part of Wonga's reputation rests on only lending to folks in steady employment. The other is which it infringes about the right of individuals to make their particular decision on whether or not to borrow or otherwise not. online payday loans direct lender (paydayloansonline.us.com) If you will still need the money, you write a store a fresh check every two weeks and the store keeps deducting the fees. Separate looking at the educational value, there's also a company angle on the Credit Report Card. News Corp is really a network of leading companies in the worlds of diversified media, news, education, and knowledge services.

Автор: | 14.05.2018
Body parts, blood and also other bodily fluids are prohibited on Craigslist, whether're human or from animals. Open a browser to journey to Craigslist at craigslist. search craiglist You probably would like to choose a slower speed that offers Craigslist buyers time for you to study each image prior to a slide show displays your next one. " A file ion window opens that shows your personal machine's files and folders.

Автор: | 14.05.2018
For others, they might be unscrupulous lenders who prey around the most vulnerable with towering interest levels. For more info or additional permissions, contact us. On one other hand, lobbyists for your lending industry citeda 2007 report by the Federal Reserve Bank of New York that indicated households in 2 states where payday loans were banned "are forced to use costlier credit and suffer greater financial hardships. payday loans online no credit check instant approval no faxing (paydayloansonline.us.com) See the rarest _2 coins in circulation - do you possess a design worth _50. The main premise for nullifying an agreement of adhesion is that this parties weren't on equal terms, and often, it can be based for the notion that in the event the weaker party really knew what they were subscribing to they wouldn't have inked so. Ensure the borrower has the capability to repay the loan as structured.

Автор: | 13.05.2018
Open your best Web browser and head over to Craigslist. Peruse the writing of the Craigslist ad with the poster's email or contact number if there is not any email address from the ad. search all craigslist You can post to the telltale categories anonymously without setting up a Craigslist account, though you are going to more easily be able to deal with and edit you by creating your free account. On Craigslist, all negotiations and transactions happen directly between buyer along with the seller.

Автор: | 13.05.2018
Если Вы желаете показаться на людях или подъехать на мероприятие в солидной и шикарной машине, то вам необходим для этих целей Mercedes-Benz. Взять на прокат автомобиль с личным водителем теперь не составит огромного труда, так как на сайте http://limberi.by/services/with-driver/mercedes.html предлагают аренду авто по самым выгодным ценам в Минске. Теперь не нужно беспокоится чтобы найти машину представительского класса, работники по прокату авто всегда помогут и в кратчайшие сроки предоставят Вам свои услуги. Не упустите шанс покататься на автомобиле представительского класса с полной комплектацией уже сегодня!

Автор: | 12.05.2018
Ищите качественные системы отопления для дома? В магазине “Дом-комплект” предлагает купить качественные изделия: системы отопления и водоснабжения, коллекторы и гидрострелки, гибкую подводку для воды, резьбовые фитинги, шаровые краны, трубы с фитингами. Полный список товаров вы можете просмотреть на сайте компании https://shemi-otopleniya.jimdo.com/. Если Вы по каким либо причинам не нашли что искали, то наши специалисты всегда готовы придти на помощь, связаться с ними можно по телефону указанный на сайте.

Автор: | 12.05.2018
Ресурс http://cash-forum.pw/ предлагает всем желающим приобрести любые виды документов, паспорта, визы, удостоверения специальностей, дебетовые и банковские карты и т.д. Тем кому интересны способы быстрых заработков могут приобрести по разумной цене готовые схемы, бизнес проекты. Также здесь огромное количество разделов: юридическая, финансовая, торговая площадка, развлекательная и многое другое. На сайте присутствует форум что облегчает при покупке или продаже услуги или товара, ведь здесь можно пообщаться и узнать на прямую всю необходимую информацию.


[ 1 2 3 4 5 ... 22604 ] [>>]


Интересные ресурсы:


Генерация страницы за: 0.393 сек.
© 2007 by SMART-CMS. All rights reserved.