В земле Египта дышит Осирис... - |
Эта статья ни в коей мере не претендует на научность. |
Просмотров: 25776 | Добавлено: 15.01.2008 | Автор: Yasir (Сергей Гомонов) |
ЯЗЫЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ МАРИ В XVI-XIX ВВ. - |
Языческим культам марийцев посвящена обширнейшая литература. Особенно много работ по данному вопросу появилось во второй половине XIX – начале XX вв. В этот период были обобщены этнографические данные, собранные иностранными и русскими путешественниками, появились статьи, касающиеся различных сторон языческой религии мари. Среди них можно отметить крупные, не потерявшие своего значения и в настоящее время, работы И.Н. Смирнова (1889), Г. Яковлева (1887), В.В. Васильева (1927), А.Ф. Ярыгина (1976), Попова (1985). Однако, до сих пор, несмотря на большой накопленный материал и попытки его обобщения и анализа, в языческих верованиях мари многое остается неясным. К спорным проблемам и вопросам, требующим рассмотрения, относятся: процесс складывания сложной иерархии многочисленных марийских божеств, вопрос о сложении и роли жречества, соотношение родовых и феодальных черт в религии мари и некоторые другие. |
Просмотров: 13301 | Добавлено: 03.08.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А., Д |
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ - |
Возникновение погребальной практики – одно из свидетельств, когда жизнь другого человека обретает такую же ценность как твоя собственная. Появляется ритуал, цель которого продлить жизнь умершего, на социальном уровне в рамках общества. Возникновение культа мертвых явилось созданием одной из первых космологических моделей, в которых воспроизводилось Потустороннее Царство – мир, в который отправлялась душа умершего (Смирнов Ю.А.). Развитие и совершенствование этой модели приводит к попыткам установить возможность общения с этой душой. Во многом, именно этим объясняется вся сложность погребального и поминального ритуалов. |
Просмотров: 15026 | Добавлено: 03.08.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А., Д |
ЖЕРТВЕННИКИ, СВЯТИЛИЩА И МОЛЬБИЩА - |
Культовые объекты на поселениях и городищах маркируют как зооморфные и антропоморфные фигурки и изображения на предметах, находящиеся в них, так и специфическое устройство этих объектов, а также некоторые другие признаки. Один из наиболее ранних культовых объектов зафиксирован в мезолитическом жилище поселения Нижняя Стрелка VI, раскопанном В.В. Никитиным в 1992 году. В центре жилища был выявлен круг диаметром 2,2 метра, состоящий из отдельных очажных ям, примыкающих друг к другу. Заполнение ям было углистым с мелкими пережженными косточками. К большому кругу примыкала неглубокая яма диаметром 2,5 метра, заполненная золой. Между этими ямами находилась яма от столба, возможно, идола. В.В. Никитин считает, что здесь фиксируется древний культ огня – солнца, с жертвоприношениями через огонь языческим богам. |
Просмотров: 18461 | Добавлено: 03.08.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А., Д |
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ОРНАМЕНТА - |
Орнаментальное или знаковое творчество с глубокой древности развивалось в двух направлениях. Одно направление определяло положение орнамента в искусстве, что достаточно четко выражено в формулировке орнамента: «Художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим расположением геометрических или изобразительных элементов и связанный с украшаемым предметом формально-выразительными и архитектоническими связями» (Краткий словарь терминов изобразительно искусства, 1959, с. 110–111). Второе направление в развитии орнамента привело к возникновению письменности. На определенном этапе развития орнаментального творчества оба эти направления представляли единое целое. Орнамент, являясь декором, одновременно выполнял и коммуникативную функцию. Орнамент был и остается одним из способов кодирования, хранения и передачи информации. Знак – явление социальное. Совместная трудовая деятельность вела к необходимости общения и обмена информацией, которая была нужна для обеспечения жизнедеятельности коллектива. Орнаментальное знаковое творчество составляло основу социальной памяти племени. В орнаменте соединились образность искусства и логическая функция письма. |
Просмотров: 191102 | Добавлено: 03.08.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А., Д |
ПО СЛЕДУ ЛОСЯ (ОЛЕНЯ) И КОНЯ - |
Для территории Марийского Поволжья изображения лося и оленя четко не разделяются. Это характерно как для ранних изображений, так и поздних этнографических материалов, в частности, вышивки. Видовые отличия этих двух животных не всегда четко определяются. Поэтому есть основания объединить изображения этих животных и говорить, в целом, о культе лося (оленя). Интересно, что в некоторых районах республики (Волжский, Звениговский, Советский) лося называют «шордо пучо, шарды пучы» – «лосиный олень» (Акцорин В.А.). |
Просмотров: 728696 | Добавлено: 03.08.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А., Д |
ПОЛЁТ ПТИЦЫ - |
Одними из наиболее ранних и часто встречаемых изображений являются изображения птиц (орнитоморфные изображения). Если представить какую-то точку во времени, из которой начинается полет птицы, то это будет эпоха палеолита. Самые ранние орнитоморфные изображения появляются в палеолите в росписи пещер, рисунках на скалах и валунах, в виде мелкой пластики из камня, кости, бивня мамонта. Позднее изображения птиц встречаются на керамике, бронзе и уже в стилизованном виде – в вышивке. Самым распространенным в лесной зоне Евразии был образ водоплавающей птицы: утки, гуся, гагары, лебедя. |
Просмотров: 18460 | Добавлено: 30.07.2007 | Автор: Большов С.В. Большова Н.А., Да |
ЗВЕРИНОЙ ТРОПОЙ ИЛИ СЫН НЕБА - |
На обширных пространствах Европы: от юга Испании до севера России, зооморфные изображения и фигурки известны с глубокой древности. Одними из самых ранних зооморфных изображений в Волго-Камском регионе являются изображения медведей и лосей, которые продолжают верхнепалеолитические традиции поклонения этим животным. |
Просмотров: 65817 | Добавлено: 30.07.2007 | Автор: Большов С.В., Большова Н.А. Да |